1.    Понятие и определение государства

 

Государство есть очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление, которое прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.

Государство есть исторически развивающееся явление, т.е. его роль и значение рассматривались применительно к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода.

Государство есть продукт общественного развития, т.е., применительно к государственно-организованному обществу, оно является основной управляющей системой.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, располагающая специальным аппаратом принуждения и придающую своим велением обязательную силу для населения всей страны.

Государство – это:

·           территориальное образование;

·           организация политической власти, которая осуществляет управление обществом, необходима как для реализации классовых задач, так и общественных дел;

·           особая публичная власть, которая не сливается с обществом, отделена от общества;

·           сложный и организованный механизм управления.

Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. В данном случае управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих вне их; можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении.

Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право на сбор денежных средств с населения. Налоги, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Эта характеристика государства производна от его понимания как публичной власти.

Власть государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, которая существовала в первобытном обществе. Она распространялась на всех членов рода вне зависимости от их местонахождения.

Государство обладает суверенитетом.

Суверенитет:

·           верховенство власти внутри страны;

·           независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся в пределах страны, а также за пределами территории государства.

Из двух признаков, которые являются составными частями суверенитета, раньше отмечали главным образом второй (независимость, неповиновение государства как суверена надгосударственной организации или другому государству).

Государство, которое прежде всего реализует себя как орудие социального компромисса, должно отвечать уровню развития демократии в обществе.

Правовое государство – это демократическое государство, власть которого, а также формирование, функционирование базируются на праве, высшее предназначение которого заключается в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государства. Правовое, демократическое, цивилизованное государство – это то, рубежи власти которого жестко основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом и правовое государство, и демократия предполагают нужные для любого общества законность и правопорядок.

Государство – очень сложное явление, в ряду его основ, которые оказывают непосредственное влияние на его суть и социальное назначение, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран:

·           религиозный фактор (Пакистан, Иран, и др.);

·           национальный фактор (например, прибалтийские государства).

Хотя это еще не означает, что все данные факторы должны находиться в определении государства вообще. При этом достаточно отталкиваться от его наиболее общих начал – классового и общечеловеческого.