1.  Состязательность и равноправие сторон как принцип уголовного судопроизводства

 

Принцип состязательности сторон, закрепленный в ст. 123 Конституции (ст. 15 УПК), характеризует такое построение процесса, при котором функции обвинения, защиты и разрешения дела размежеваны между различными субъектами процесса, отделены друг от друга. Они не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.

Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для выполнения сторонами обвинения и защиты их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны наделены равными процессуальными возможностями для отстаивания своих интересов и равноправны перед судом. Согласно Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 123). Под сторонами понимаются: подсудимый (его защитник) и обвинитель в уголовном процессе; истец и ответчик – в гражданском и арбитражном процессах.

Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов. При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение уголовных, гражданских и арбитражных дел. Ст. 14 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, гарантируя состязательность и равноправие сторон, обеспечивает их равные права по представлению документов и участию в их исследовании в суде.

Суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.

В уголовном судопроизводстве принцип равноправия и состязательности сторон выражен следующим образом: обвинитель, подсудимый, защитник, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители в судебном разбирательстве пользуются равными правами по представлению доказательств, участию в их исследовании и заявлению ходатайств (УПК РФ).

Принцип состязательности и равноправия сторон находит наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Данный принцип прослеживается и в вышестоящих инстанциях. В кассационной инстанции на жалобу одной стороны другая может представить свои возражения. При явке сторон они привлекаются к процедуре кассационного рассмотрения.

Вместе с тем нельзя не заметить, что содержание конституционного принципа состязательности и равноправия сторон нуждается в дальнейшем развитии в нормах соответствующего процессуального законодательства. В условиях отсутствия системного подхода в судебной процедуре по уголовным делам все еще наличествуют элементы прошлого обвинительного уклона. Процесс начинается с того, что обвинение оглашает судья. А если принять во внимание, что значительное число уголовных дел рассматривается без участия прокурора, то судья, по существу, вынужден выполнять часть его функций: допрашивать свидетелей, выяснять, почему они изменили показания, данные на предварительном следствии, производить очные ставки, по собственной инициативе оглашать документы, изобличающие подсудимого, и, наконец, не располагая мнением стороны обвинения, выносить приговор.

Неслучайно Конституционный Суд РФ вынужден принимать решения о внесении исправлений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство в целях реального обеспечения конституционных принципов правосудия.

 

  1. Осуществление    правосудия    только   судом.    Независимость   судей    и    присяжных заседателей.

 

 

Принцип осуществления правосудия только судом предусматривает исключительное право суда рассматривать и разрешать уголовные дела. Этот принцип сформулирован в ст. 118 и раскрыт в ст. 49 Конституции: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, предусмотренном УПК. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено в соответствии с УПК.

Данный принцип создает такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебного решения возможна не иначе как вышестоящим судом в определенном, установленном законом порядке. Вступившие в законную силу судебные решения приобретают общеобязательное значение для всех государственных органов, общественных объединений и граждан. Здесь важно подчеркнуть, что гарантия независимости судьи и присяжного заседателя обеспечивается, в числе иных, "предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия". Это означает, что сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений требований рассмотрение и разрешение дела, в том числе и выражение своего убеждения по делу при совещании судей ("тайна совещательной комнаты").
Недопустимо незаконное воздействие на присяжного заседателя (ст. 445 УПК). Гарантией этого должен быть запрет участникам процесса, а также свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам на протяжении всего разбирательства дела судом присяжных общаться, помимо установленного порядка, с присяжным заседателем, участвующим в рассмотрении этого дела.
"Любой присяжный заседатель может быть отстранен председательствующим от дальнейшего участия в деле в случае, когда у него возникнут основания полагать, что этот присяжный заседатель утратил объективность, необходимую для разрешения дела в соответствии с законом, в результате оказанного на него незаконного действия".
Правосудие - самостоятельная область государственной Деятельности, свободная от чьего бы то ни было руководства и надзора. Государственная власть, декретировавшая независимость судей, сама обязана соблюдать провозглашенный ею же принцип.
Подзаконность и независимость судей - две стороны одной и той же медали. Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону, а подзаконность возможна при условии ограждения судей от влияний внешних и внутренних факторов. Независимость без подчинения закону может породить произвол.

 

1 8.       Уважение чести и достоинства личности как принцип уголовного судопроизводства.

 

 

Уважение чести и достоинства личности (ст. 9 УПК) означает, что в ходе уголовного судопроизводства запрещаются действия и решения, унижающие честь лица и человеческое достоинство либо создающие опасность для жизни и здоровья участников процесса. Никто не может подвергаться насилию, пыткам или другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению. Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

 

Указанные положения нашли отражение и в уголовно-процессуальном законодательстве применительно к участникам уголовного судопроизводства.

 

Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель при производстве по уголовным делам обязаны уважать честь и достоинство участвующих в деле лиц, а также пресекать действия других субъектов, умаляющие достоинство человека либо создающие опасность для его жизни и здоровья. Запрещается производство следственных действий, которые ставят участвующих в них граждан в унизительное положение. При освидетельствовании лица другого пола следователь (дознаватель) не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением человека. Личный обыск производят лица одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых, специалистов того же пола, участвующих в данном следственном действии. В ходе следственного эксперимента запрещено воссоздавать условия, опасные для жизни и здоровья подозреваемого, обвиняемого и других лиц.

 

 

  1. Неприкосновенность     личности     при     осуществлении     уголовно-процессуальной деятельности.

 

Принцип неприкосновенности личности в уголовном процессе подчеркивает значение обоснованности и законных оснований для ареста и задержания человека в качестве подозреваемого в совершении преступления, соблюдения норм его содержания под стражей, а также помещения в медицинское учреждение лишь на основании решения суда.

Для заключения под стражу как крайней меры ограничения свободы требуются особо веские основания. Оно возможно лишь по делам о преступлениях, которые предусматривают наказание в виде лишения свободы, и если суд придет к выводу, что привлекаемый к уголовной ответственности, будучи на свободе, может скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать ходу следствия либо встанет на путь совершения нового преступления.

Согласно ст. 11 УПК РФ права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве подлежат охране. Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены УПК РФ.

Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

Должностные лица принимают в пределах своей компетенции в отношении потерпевшего, свидетеля или их близкихродственников, родственников, близких лиц при наличии достаточных данных о том, что им угрожают опасными противоправными деяниями, меры безопасности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий. Постановление помещается в конверт, который опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч. 9 ст. 166 УПК РФ).

 

 

  1. Конституционные   и   процессуальные   гарантии   обеспечения неприкосновенности жилища и тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

 

Содержание данного принципа вытекает из закрепленного в ст. 25 Конституции РФ императива о неприкосновенности жилища.

Под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания (п. 10 ст. 5 УПК РФ). В понятие жилища не входят помещения, которые не приспособлены для постоянного или временного проживания (к примеру, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения).

Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения. Решение суда выносится на основе мотивированного постановления следователя, выносимого с согласия прокурора, о необходимости производства следственных действий, связанных с ограничением прав на проникновение в жилище. Исключение из данного правила, т.е. производство действия без раз–решения суда, возможно только в случаях, не терпящих отлагательства. Оно осуществляется по постановлению следователя, по правилам ч. 5 ст. 165 УПК РФ. Но и в этом исключительном случае, при проверке судьей правомерности действий следователя и признании их незаконны–ми, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

Неприкосновенность частной жизни, сохранение конфиденциальности передаваемой ин–формации гарантированы ст. 23 Конституции РФ.

Охраняется тайна связи в любых формах (переписки, телефонных переговоров и т.д.). Согласно ст. 15 Федерального закона «О почтовой связи» информация об адресных данных пользователей услуг почто–вой связи, о почтовых отправлениях, почтовых пере–водах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности опера–торов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям или их представителям.

Согласно ч. 2 ст. 13 УПК РФ наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их вы–емка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются только на основании судебного решения. Решение принимается на основании мотивированного ходатайства следователя, вынесенного с согласия руководителя следственного органа. Информация, полученная кем-либо с нарушением тайны корреспонденции, признается недопустимым доказательством и не может использоваться в уголовном судопроизводстве. Принцип обеспечения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений не перестает действовать с момента ограничения этого права на основании судебного решения в указанных выше случаях. УПК обеспечивает сохранение в тайне полученных сведений на протяжении всего производства по уголовному делу.

В открытом судебном заседании переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные отправления могут оглашаться только с согласия лиц, являющихся адресатами этой корреспонденции. В противном случае указанные материалы оглашаются только при удалении публики из зала суда.

 

  1. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Право на обжалование   процессуальных   действий   и   решений   суда,   прокурора,   руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя.

 

Согласно ст. 11 УПК РФ права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве подлежат охране. Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены УПК РФ.

Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

Должностные лица принимают в пределах своей компетенции в отношении потерпевшего, свидетеля или их близкихродственников, родственников, близких лиц при наличии достаточных данных о том, что им угрожают опасными противоправными деяниями, меры безопасности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий. Постановление помещается в конверт, который опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч. 9 ст. 166 УПК РФ).

Жалоба — это устное или письменное обращение в суд, государственный орган,орган местного самоуправления или к должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Исходя из общеправового принципа дозволенности того, что прямо не запрещено законом, данное право принадлежит также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ. Обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда имеет цель не только обеспечить права и законные интересы физических и юридических лиц, но и способствовать обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства. Существует ряд оснований, при наличии которых допускается возможность безотлагательной судебной проверки:

1) наличие существенного ограничения конституционных прав и свобод личности;

2) процессуальные действия и решения затрагивают права и свободы человека вне сферы уголовно>процессуальных отношений;

3) отсутствие прямой связи между проверкой законности и обоснованности процессуальных решений или действий и теми вопросами, которые должен решать суд при постановлении приговора.

 

 

  1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства.

 

Ранее действовавший уголовно-процессуальный закон дуалистически подходил к нормативному за–креплению этого вопроса. С одной стороны, в главе 3 «Участники процесса, их права и обязанности» изла–гался процессуальный статус лиц, имеющих самостоя–тельный правовой интерес в деле (обвиняемый, по–терпевший и т.п.), и лиц, которые оказывают им содействие в реализации их прав (защитник, пред–ставитель потерпевшего, переводчик и т.п.). С дру–гой – в иных разделах имелись положения, касающие–ся таких субъектов, как суд, следователь, прокурор, и т.п. Зачастую полномочия данных субъектов были рассредоточены по различным главам УПК РСФСР, что затрудняло реализацию их процессуальных прав и обязанностей. Указанная невнятность, объективно обусловленная невозможностью признать, что заин–тересованность всех участников процесса в право–судном разрешении дела должна быть равнозначной, являлась основой дискуссии по поводу того, тождест–венны ли понятия «участник» и «субъект», какой долж–на быть классификация субъектов уголовно-процес–суальных отношений и т.п.

Положения нового уголовно-процессуального за–кона положили конец этой полемике. Законодатель исходит из того, что «участник» и «субъект» – одно–значные понятия. Такой вывод позволяет сделать появление в УПК РФ раздела II «Участники уголовного судопроизводства», в отдельных главах которого из–ложен процессуальный статус почти всех возможных на сегодняшний день субъектов уголовно-процес–суальных отношений. Группы субъектов выделены со–гласно критерию процессуальной функции, ко–торую реализует участник правоотношения. В главе 8 «Иные участники уголовного судопроизводства» со–средоточены положения, регламентирующие права и обязанности лиц, вовлеченных в уголовно-процес–суальную деятельность в силу изначально различных причин (свидетель, эксперт, понятой и т.п.).

Участники уголовного судопроизводства могут быть классифицированы по различным признакам. Однако наиболее целесообразна классификация, предусмот–ренная УПК. УПК выделяет следующие группы участ–ников уголовного судопроизводства в зависимости от выполняемых функций в уголовном процессе.

1. Суд.

2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения: прокурор; следователь; руко–водитель следственного органа; орган дознания, на–чальник подразделения дознания, дознаватель; по–терпевший, представители потерпевшего; частный обвинитель, представители частного обвинителя; гражданский истец, представители гражданского истца.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты: подозреваемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемо–го; обвиняемый, законные представители несовер–шеннолетнего обвиняемого; защитник; гражданский ответчик, представители гражданского ответчика.

4. Иные участники уголовного судопроиз–водства: свидетель; эксперт, специалист; перевод–чик; понятой.

Вне зависимости от принадлежности к той или иной из указанных групп можно констатировать, что участ–ники уголовного судопроизводства – это лица, наделенные сообразно их процессуаль–ному положению уголовно-процессуальным законом правами и обязанностями. Все они вступают в уголовно-процессуальные отношения с другими участниками уголовно-процессуальных отношений.

 

  1. Суд как орган судебной власти. Формы его деятельности и полномочия в уголовном судопроизводстве.

 

 

Суд – единственный орган, который в соответствии с Конституцией имеет право осуществлять правосу–дие по уголовным делам.

Суд как носитель судебной власти в уголовном су–допроизводстве наделен тремя видами полномочий.

1. По разрешению уголовных дел (только суд правомочен:

– признать лицо виновным в совершении преступле–ния и назначить ему наказание;

– применить к лицу принудительные меры медицин–ского характера;

– применить к лицу принудительные меры воспита–тельного воздействия;

– отменить или изменить решение, принятое ниже–стоящим судом (ч. 1 ст. 29 УПК РФ)).

2. По ограничению конституционных прав граждан, в том числе в ходе досудебного про–изводства (только суд, в том числе в ходе досудеб–ного производства, правомочен принимать решения:

– об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

– о продлении срока содержания под стражей;

– о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или пси–хиатрический стационар для производства соответ–ственно судебно-медицинской или судебно-психи-атрической экспертизы;

– о производстве осмотра жилища при отсутствии со–гласия проживающих в нем лиц;

– о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

– о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 Кодекса;

– о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информацию о вкладах и сче–тах в банках и иных кредитных организациях;

– о наложении ареста на корреспонденцию, разре–шении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

– о наложении ареста на имущество, включая денеж–ные средства физических и юридических лиц, нахо–дящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

– о временном отстранении подозреваемого или об–виняемого от должности;

– о контроле и записи телефонных и иных перегово–ров (ч.2 ст. 29 УПК РФ)).

3. По контролю за законностью действий органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора (суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (ч. 3 ст. 29 УПК РФ)).

Уголовные дела рассматриваются федеральными судами общей юрисдикции коллегиально или судья–ми единолично. Если об этом ходатайствует обви–няемый, коллегиально рассматриваются следующие уголовные дела:

1) о тяжких и особо тяжких преступлениях – коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдик–ции или единолично судьей;

2) о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ (т.е. за наиболее тяжкие преступления, за которые грозит наказание вплоть до смертной казни), в составе су–дьи федерального суда и 12 присяжных заседателей. Мировыми судьями уголовные дела рассматрива–ются только единолично.

Уголовные дела по апелляционным жалобам или апелляционным представлениям на приговоры миро–вых судей рассматриваются единолично судьями рай–онных судов.

В кассационном порядке и в порядке надзора уго–ловные дела рассматриваются только коллегиально. Рассмотрение уголовных дел в кассационном поряд–ке осуществляется коллегией из трех, а в надзорном – не менее трех судей.

 

  1. Прокурор  в  уголовном   процессе,  его  задачи  и  полномочия  в  различных  стадиях уголовного процесса.

 

 

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено на–рушение;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования,об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

В судебном разбирательстве прокурор поддержи–вает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).

Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в поряд–ке и по основаниям, которые установлены в УПК, отка–заться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекраще–ние уголовного преследования,а в суде отказ проку–рора от обвинения – прекращение дела.

 

 

  1. Следователь    как    субъект    уголовно-процессуальной    деятельности.    Полномочия следователя и его взаимоотношения с руководителем следственного органа.

 

Следователь (ст. 38 УПК) – это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Руководящим началом в деятельности следователя является всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела. УПК обязывает следователя вести расследование быстро, активно, целенаправленно. От качества предварительного расследования во многом зависят ход и результаты судебного разбирательства, так как ошибки, допущенные следователем, нередко ведут к невосполнимой утрате доказательств.

Следователь самостоятельно принимает решения о возбуждении уголовного дела, принятии уголовного дела к своему производству или передаче его руководителю следственного органа для направления по подследственности; о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, обязательны для их исполнения органом дознания.

Следователь вправе обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

При несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Полномочия:

1) возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

2) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

3) давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве от–дельных следственных действий и др. Следователь в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного орга–на, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК).

Полномочия:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству (в этом случае он обладает правами следователя);

2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

7) продлевать срок предварительного расследования;

8) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

9) возвращать уголовное дело следователю со свои–ми указаниями о производстве дополнительного расследования.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Обжалование указаний руководителя следственного органа следователем руководителю вышестоящего следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судеб–ному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.

 

  1. Орган   дознания,   начальник   подразделения   дознания   и   дознаватель   в   уголовном судопроизводстве, их полномочия.

 

 

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуаль–ные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

К ним относятся (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутрен–них дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом пол–номочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государ–ственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внеш–ней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный при–став РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) орга–ны Государственной противопожарной службы; 5) орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и пси–хотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ.

Начальник подразделения дознания – долж–ностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подраз–деление, которое осуществляет предваритель–ное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Полномочия:

1)поручать дознавателю проверку сообщения о пре–ступлении, принятие по нему решения либо произ–водство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и переда–вать его другому дознавателю;

3) проверять материалы уголовного дела;

4) давать дознавателю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следст–венных действий, об избрании в отношении подо–зреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

5) отменять необоснованные постановления дозна–вателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

6) вносить прокурору ходатайство об отмене незакон–ных или необоснованных постановлений дознава–теля об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уго–ловному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалова–ны им начальнику органа дознания или прокурору. Обжа–лование указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме до–знания, а также иные полномочия, предусмот–ренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности) производить дозна–ние руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить след–ственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уго–ловным делам, по которым производство предваритель–ного следствия не обязательно; 2) выполнение неотлож–ных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

 

  1. Руководитель следственного органа и его полномочия в уголовном судопроизводстве.

 

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осу–ществлять предварительное следствие по уго–ловному делу.

Полномочия:

1) возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направ–ления по подследственности;

2) самостоятельно направлять ход расследования, при–нимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

3) давать органу дознания обязательные для испол–нения письменные поручения о проведении опера–тивно-розыскных мероприятий, производстве от–дельных следственных действий и др. Следователь в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства обязан представить свои письмен–ные возражения руководителю следственного орга–на, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа – долж–ностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заме–ститель (п. 38.1 ст. 5 УПК).

Полномочия:

1) поручать производство предварительного след–ствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и пе–редавать его другому следователю, создавать следственную группу, изменять ее состав либо при–нимать уголовное дело к своему производству (в этом случае он обладает правами следователя);

2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следствен–ных действий, привлечении лица в качестве обви–няемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

4) давать согласие следователю на возбуждение пе–ред судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного ре–шения;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а так–же его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производ–ства расследования, если им допущено нарушение;

7) продлевать срок предварительного расследования;

8) утверждать постановление следователя о прекра–щении производства по уголовному делу;

9) возвращать уголовное дело следователю со свои–ми указаниями о производстве дополнительного расследования.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обяза–тельны для исполнения следователем. Обжалование указаний руководителя следственного органа следо–вателем руководителю вышестоящего следственно–го органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъ–ятия уголовного дела и передачи его другому следо–вателю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, из–брания меры пресечения, производства следствен–ных действий, которые допускаются только по судеб–ному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.